Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Методики на самооценку подростков

Предполагалось при обработке результатов систематизировать и сопоставить характеристики высказываний подростков и родителей по ряду параметров, например: жалобы, трудности, интересы, черты характера подростков, взаимоотношения в семье и со сверстниками, ориентация на будущее и некоторые другие. Представляется, методики на самооценку подростков эта методика не может и не должна быть использована в данном случае в качестве действительного критерия измерения самооценки, но может быть достаточно информативной для выяснения оснований у испытуемого для оценивания себя так, а не иначе, оценки уровня самооценки высокий — низкийналичия защитных тенденций и некоторых других явлений. В этом плане очень методики на самооценку подростков и ценным может оказаться сопоставление оценки себя подростком и оценки его родителем. В качестве примера такого исследования можно привести работы Соколовой по исследованию зависимости самооценки от отношения к подростку родителей 1986. В результате было выделено две тенденции в развитии самооценки в раннем подростковом возрасте: 1. Тесная связь методики на самооценку подростков с родительским отношением на аффективном и когнитивном уровне, 2. Однако положительные качества этой методики проявляются в быстроте проведения что принципиально для столь обширной программы обследованиявозможности наблюдения совместных действий, осуществляемых как на вербальном, так и на невербальном уровне, возможности оценки различных параметров взаимодействия. По аналогии с предложенными методики на самооценку подростков совместного теста Роршаха параметрами поведения партнеров, в качестве основных параметров взаимодействия были взяты следующие: 1 кому принадлежит инициатива, 2 оказание помощи прямой и косвенной и запрос о помощи, методики на самооценку подростков оценка действий партнера, 4 кому принадлежит функция контроля. Мы предположили, что с помощью этих параметров можно будет выявить такие типы взаимодействия в экспериментальной ситуации, как: 1 сотрудничество — методики на самооценку подростков, 2 гиперопека — повиновение, 3 изоляция и некоторые другие. В исследовании был использован также опросник Личко, методики на самооценку подростков для изучения отношений в семьях подростков. В работе использовалась только часть опросника, предназначенная для родителей: это было вызвано как чисто объективными трудностями слишком большой объем работы для подростковтак и принципиальными соображениями: говорить о ярко выраженных акцентуациях характера, психопатиях, неврозах и неврозоподобных состояниях на выявление которых и направлен опросник в случае исследования подростков с врожденной патологией сердца не представляется возможным. В то же время оценить тип воспитания в семье было крайне важно. В результате исследования основной группы испытуемых были получены следующие данные. Предварительная оценка уровня психического развития подростков показала, что во всех случаях испытуемые интеллектуально сохранны, уровень познавательной активности ни в методики на самооценку подростков случае не выходит за нижние рамки нормы, а напротив методики на самооценку подростков в большинстве случаев достаточно высок. Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что познавательная активность, нацеленность подростка на получение знаний по различным интересующим его вопросам, выраженность определенных интересов могут служить показателем интеллектуальной сохранности и лежать в основе социальной адаптации. В ходе беседы было обнаружено, что заинтересованность родителей в результатах психологического обследования подростков тесно связана с отношением к подростку, отношениями в семье, причем связь наблюдалась обратная. Чем благополучнее обстановка в семье, тем большую заинтересованость проявляют родители, и напротив — чем нужнее коррекция сложившегося неадекватно отношения к подростку в большей части случаев инвалидизации, инфантилизациитем непонятнее для родителей необходимость исследования. Видимо в таких случаях имел место феномен симбиотического родительского отношения, которое родителями воспринимается как субъективно-благополучное, для самого подростка таким не являясь. Сопоставление результатов беседы с родителем в большинстве случаев, с мамой и с подростком оказалось информативным для оценки взаимоотношений в семье, в частности того, насколько родителям известны и насколько для них актуальны проблемы подростка, насколько подросток близок с родителями.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
oglion.ru